Самоорганизация младшего школьника Печать
Автор: familyomsk   
20.02.2018 11:10

Самоорганизация младшего школьника

Младший школьный возраст – благоприятный период для формирования жизненно важных навыков и умений. В том числе и навыков самоорганизации. Ведь именно младший школьный возраст связан со значительными изменениями в психологическом облике ребенка. Важнейшим моментом в этот период является то, что ребенок переходит к осознанному поведению. Он учится управлять собой, строить свою деятельность, самостоятельно принимать решения. Эти изменения связаны в первую очередь с учебной деятельностью, которая требует соблюдения ряда норм и правил, быть организованным и самостоятельным и т.д. К сожалению, сами собой все эти качества не возникают. Их необходимо воспитывать. Что же необходимо учитывать, чтобы разумно и грамотно воспитывать навык самоорганизации?

Начало младшего школьного возраста определяется моментом поступления в школу и заканчивается в 9-10 лет. В этот период в организме ребенка происходят значительные изменения.

Прежде всего совершенствуется работа головного мозга и нервной системы. Тем не менее специфические отделы головного мозга, отвечающие за регуляцию и контроль поведения еще не сформированы до конца. Именно поэтому младшие школьники не способны длительно сосредотачиваться и легко отвлекаются, очень эмоциональны и возбудимы.

Начало обучения ведет к изменению в социальном положении ребенка. У него устанавливается множество контактов с разными людьми и соответственно и складывается новый тип взаимоотношений с окружающими. Постепенно безусловный авторитет взрослого начинает терять свое значение.

Глубокие изменения, происходящие в развитии младшего школьника, говорят о широких возможностях развития ребенка. А это возможно лишь при активной роли взрослых, которые могут создать оптимальные условия для раскрытия и реализации потенциальных возможностей ребенка с учетом индивидуальных особенностей.

Этот возраст лучше всего подходит для развития, формирования и освоения таких характеристик:

- мотивы учения, развитие познавательных интересов;

- продуктивных приемов и навыков учебной деятельности;

- навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;

- адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим;

- социальных норм, нравственного развития;

- навыков общения со сверстниками.

Итак, младший школьный возраст связан со значительными изменениями в психологическом облике ребенка. И одним из таких изменений является умение осознанно выстраивать свою деятельность. К концу начального периода обучения у ребенка должен быть сформирован контроль поведения и деятельности; умение анализировать и оценивать самостоятельно свое поведение, внутренний план действий.

И задача взрослого помочь ребенку в этом.

Целеполагание

Как правило, цели ребенку задает взрослый и не всегда они отвечают реальным желаниям самого ребенка. «Ты должен хорошо учиться, чтобы в будущем хорошо зарабатывать» и т.д. Это все чужие цели, ребенку они не нужны. Взрослый должен помочь ребенку увидеть его родную цель. Спросите себя: «Чего я хочу, каким я желаю видеть своего ребенка сейчас и в будущем?» А затем задайте себе другой вопрос: «А чего хочет мой ребенок?».

Знание и понимание того, чем больше всего любит заниматься ребенок и что он получает от этих занятий, помогает определить область его действующих мотивов.

Спросите ребенка, чего он хочет, о чем мечтает. Составьте вместе с ним карту его желаний. Это и будут те мотивы, которые помогут ребенку успешнее справляться с учебной деятельностью.

Как правило, такие желания-цели очень глобальные и далеко идущие. Поэтому их нужно конкретизировать и приблизить к сегодняшнему дню. Разбить на этапы, более мелкие шаги, которые ребенок будет совершать ежедневно, чтобы приблизиться к своей цели. Обязательно эту цель привязать к учебной деятельности. Каких конкретных результатов он должен достичь, чтобы приблизиться к цели. Эта цель должна быть всегда перед глазами.

Планирование

Но цели это еще не все. Цели можно ставить долго и упорно, но если при этом ничего не делать, то ничего не изменится. Для достижения цели нужны ежедневные, пусть небольшие, действия. Поэтому вторым этапом должно стать планирование. День современных детей зачастую насыщен и даже перегружен. Он многое забывает и не успевает. Он не понимает, когда нужно начать выполнять, то или иное дело и сколько времени оно может занять. Он не знает, в какой последовательности выполнять дела. Что он должен сделать сегодня, завтра, в течение недели. Планирование должно стать обязательным, но коротким этапом, предваряющим каждое действие. У ребенка совершенно иные представления о времени. День для него длится бесконечно долго и он уверен, что все еще успеет. Поэтому нужно учить ребенка планировать свой день, неделю.

Побуждать к планированию могут, например, такие фразы: «В двух словах скажи, как будешь решать эту задачу», взрослый должен следить за тем, чтобы планы были реализованы, чтобы действие не подменялось его планированием.

Принимаясь за уроки, ребенок должен решить, в какой последовательности он их будет выполнять. Этот общий план нужно не только составить, но и материально закрепить: достать все, что нужно для приготовления уроков, сложить учебники и тетради на рабочем месте именно в той последовательности, которая намечена в плане. Планировать можно и нужно не только учебные, но и бытовые, повседневные действия.

Как показывают многочисленные исследования, на занятие затрачивается именно столько времени, сколько было запланировано. Поэтому нужно определять конкретное время, в которое ребенок должен уложиться.

После того, как все дела спланированы и записаны, их нужно выполнить.

И здесь важным качеством выступает такой навык как самоконтроль. Самоконтроль проявляется в умении выполнять работу, действовать по определенному образцу, соблюдать последовательность действий, находить допущенные ошибки и самостоятельно исправлять их.

Если у младшего школьника есть проблемы со вниманием и самоконтролем, его нужно обучить различным приемам проверки и оценки своей работы.

Прием «Найди мои ошибки»

Взрослый пишет небольшие тексты с множеством грубых ошибок. Ошибки должны быть на правила, которые известны ребенку. Можно использовать не только орфографический, но и математический материал: выписывать столбики примеров с решениями, примерно треть которых неверна.

Ребенок играет роль учителя: красным карандашом исправляет найденные ошибки.

После того как ребенок научится находить по крайней мере половину ошибок, сделанных взрослым, ему можно предложить взять на себя роль взрослого и самому списать какой-то текст и сделать в них побольше ошибок. Ребенок пишет текст и оставляет на несколько дней, затем проверяет собственную работу.

На третьем этапе формирования самоконтроля, после того, как будут хорошо отлажены приемы проверки, можно поручить ребенку, проверить собственное домашнее задание.

В повседневных делах тоже есть разные игровые способы, формирующие навыки самоконтроля. Например, игра «Убить дракона». Ребенок рисует с левой стороны себя, справа дракона. Между ними линию из квадратов, число которых соответствует числу запланированных дел. По мере выполнения дел, ребенок зачеркивает квадратики и когда ему удалось выполнить все дела, дракону голову с плеч.

Отличными помощниками в формировании контроля выступают некоторые внешние средства. Часы имеют очень большое значение при организации работы без отвлечений. Также правильно организованное пространство, рабочее место. На столе не должно быть никаких отвлекающих факторов, только те предметы, которые необходимы в данный момент времени.

В идеале все эти рутинные дела должны быть доведены до автоматизма. Это позволит упорядочить хаотичное поведение ребенка. Не нужно пытаться организовать все и сразу, важно определить одну сферу и начать развивать ее. Можно начать с утренних сборов в школу.

При усвоении навыков самоорганизации не стоит рассчитывать на быстрый успех, важно запастись терпением и последовательно отрабатывать детали. Непременным условием воспитания самоорганизации является похвала и поощрение. За любое старание ребенка нужно хвалить и обязательно поощрять за конкретные достижения, выполнения намеченных целей и планов.

Но самое главное - ребенку необходим личный пример. Если родители сами не ставят для себя цели, не планируют и не контролируют их выполнение, то все усилия по внедрению целеполагания и планирования в жизнь ребенка обречены на провал.

Статья подготовлена педагогом-психологом Филимоновой Ольгой Михайловной

LAST_UPDATED2