г. Омск, ул. Всеволода Иванова д.13. тел./факс: 8(3812) 45-14-48. E-mail: cps2008@mail.ru

Проблемы учебной мотивации детей-сирот и способы ее формирования PDF Печать E-mail
Автор: familyomsk   
07.11.2019 11:55

Материнская депривация, жестокое обращение, воспитание в государственных учреждениях, их смена, смена замещающих родителей или позднее усыновление – факторы, которые не только травмируют психику ребёнка, но и затрудняют реализацию его потенциальных возможностей и кардинально меняют мировосприятие, разрушают взаимоотношения с окружающим миром и влияют на процесс дальнейшей социализации.

Кроме того, дети, пережившие сиротство, имеют хронические патологии - преимущественно центральной нервной системы, хронические соматические заболевания, что является одной из причин задержек интеллектуального и эмоционального развития. Регулятором учебной деятельности является мотивация, которая пронизывает все психологические процессы обучаемого. Проблема нарушения мотивации учебной деятельности у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, особо актуальна в сравнении с другими учащимися образовательных организаций, так как учебная мотивация либо полностью не сформирована, либо находится на слабом уровне. Эмоциональные силы ребенка, пережившего стресс и травму, концентрируются, прежде всего, на удовлетворении базовых потребностей, поэтому ребенок часто отстает в обучении, испытывает сложности при освоении учебной программы, он не видит влияния полученных знаний, умений и навыков на дальнейшие жизненные перспективы. Все это стимулирует нас, как педагогическое сообщество к более детальному изучению феномена мотивации и способах ее повышения в условиях профессионального обучения.

Исходя из определения учебной мотивации, мы можем представить мотивацию как процесс, направленный на запуск и поддержку усилий, необходимых для выполнения учебной деятельности. Главными  компонентами мотивационной сферы являются побуждение, цель и реакция на успех и неудачу.

Мотивация достижения успеха характеризуется постановкой позитивной цели, активного поиска способа достижения цели, сопровождая это позитивными эмоциями, которые, в свою очередь, запускают ресурсы личности.

Мотивация избегания неудачи предполагает отсутствие уверенности в своих силах, зацикленности на возможных сложностях, повышенной тревожности и боязливости из-за постоянных сомнений относительно успешного достижения цели. Главным компонентом этого феномена является страх оценки себя другими и ощущение стыда.

Дети – сироты, пережившие психологическую травму, особенно подвержены сниженному мотивационному фону. У них преобладает мотивация избегания неудач.

Поступая в профессиональное учреждение, ребенок – сирота имеет не те цели, которые от него ожидают педагоги. Основным мотивом обучения студентов из числа детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, является коммуникативный мотив, вторым по значимости – социальный мотив, так же значимым является мотив престижа.

Коммуникативные мотивы - связаны с потребностями в общении.

Мотивы престижа - связаны со стремлением получить или поддержать высокий социальный статус.

Социальные мотивы - связаны с различными видами социального взаимодействия студента с другими людьми; также к социальным мотивам относятся мотивы, выражающиеся в стремлении занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить авторитет.

Еще одной причиной низкой мотивации детей - сирот является ослабление контроля, которое было детском доме. Теперь он может проводить больше времени, занимаясь личными делами. Так как социальный мотив является главным, ребенок – сирота мало заинтересован в выполнении домашних заданий, практических занятий и предпочитает проводить время со сверстниками.

Образуется очевидная проблема, которая вовлекает специалистов профессионального обучения в ее решение. Зачастую специалист использует метод запугивания, который вызывает обратный ожидаемому результату эффект. В ребенке формируется позиция протеста, страх и мотивация избегания неудач. Ребенок – сирота, имея свои особенности, чувствует то же самое, но к этому добавляется чувство ненужности, отчужденности. Неудивительно в данном случае снижение мотивации и полная потеря всякого интереса к учебной деятельности.

Следовательно, главная задача педагога – формирование правильной, адекватной и умеренной мотивационной сферы подростка.

При формировании мотивации к обучению у детей и подростков необходимо учитывать его интересы и желания, рассматривая их как основной ресурс. Главный лозунг, которым следует руководствоваться педагогу – это не «Тебе надо и ты должен», а «Тебе выгодно», «Тебе повезло». Например, если ребенок хотел бы стать поваром, то эффективным будет поощрить его за успех в тех предметах, которые связаны с его профессиональным выбором. Таким образом, педагог значительно снижает позицию сопротивления у подростка и соответственно, повышает уровень мотивации. Ведь зачастую ребенок не задумывается о перспективах и возможностях, которые открывает перед ним та или иная профессия.

Важным компонентом в формировании мотивации к обучению являются доверительные отношения между педагогом и студентом, где педагог не выступает в роли «злой учитель», а, скорее, выступает в роли друга. Когда подросток имеет возможность обратиться за помощью не только по учебной составляющей, но и социальной. Это придает ему уверенности и также повышает мотивационную сферу подростка. Здесь важно отметить, что ребенок – сирота особенно нуждается в поддерживающем и принимающем взрослом. Иногда наличие только этого фактора может значительно повысить интерес и успеваемость ребенка – сироты в учебном процессе.

Любой подросток только учится ставить цели и распределять время, необходимое для ее достижения. Педагог может научить этому подростка. Для этого необходимо вместе с подростком поставить учебную цель  в соответствии с его интересами и увлечениями. Для укрепления мотивации обязательным будет обсуждение значимости поставленной цели и выгоде, которая будет получена при ее выполнении. Если полученная в ходе обсуждения цель является обширной, целесообразно будет разбить эту цель на несколько составляющих.

Следующим этапом необходимо четкое определение временных рамок и способа достижения цели. В таком случае, подростку проще достичь цели, поскольку он уже имеет образ и четкое понимание о том, что и как необходимо делать.

Затем – отслеживание результатов. Педагог и подросток совместно определяют сроки так называемых «контрольных замеров», где подросток рассказывает о том, что удалось достичь и чего не удалось. На этом этапе педагог активно использует приемы поощрения, которые также играют ключевую роль в формировании мотивации к обучению. Лучшим способом поощрения является публичная похвала. Педагог, заинтересованный в повышении мотивационной сферы подростка стремится создать различные «ситуации успеха», которые придают ребенку уверенности и обогащают вдохновением и ресурсами, необходимыми для выполнения последующих задач. Также на этом этапе повторно формируются и укрепляются положительные стимулы, путем обсуждения выгоды при достижении цели. Встреча педагога и подростка завершается либо новыми поставленными целями, либо пониманием для ребенка необходимых действий для достижения прежней цели, основанных на анализе совершенных ошибок. Не желательно,  а скорее вовсе запрещено использовать сравнение с другими подростками, порицание (особенно публичное), упреки, насмешки, саркастические выражения, угрозы, наказания и т. д. Все это формирует в подростке заниженную самооценку, апатичное отношение к обучению, мотивацию избегания неудач, и, следовательно, способствует снижению учебной успеваемости в силу отсутствия мотивации к обучению.

Непосредственно сам учебный процесс также играет значительную роль в формировании мотивационной направленности подростка. Бывает так, что занятия попросту не интересны подростку из-за монотонности и отсутствия разнообразия.

Применение интерактивных форм на учебных занятиях так же способствуют повышению интереса.

Согласно идеям В.Г. Леонтьева развитие мотивационной сферы становится возможным в ситуациях:

- формирования положительного отношения к учению;

- вовлечения в коллективную учебную деятельность (парные, групповые формы работы);

- построения отношения «педагог-ученик» не по типу вторжения, а на основе совета, создания ситуаций успеха, использования различных методов стимулирования (от похвалы, дачи дополнительных заданий на оценку, до жетонной системы, и т. д.);

- нестандартного изложения нового материала;

- наличие образной, ярко звучащей речи, укрепляющей положительные эмоции в процессе учения;

- использования познавательных игр, дискуссий и создания проблемных ситуаций, необходимых совместному решению проблемы;

- построения изучения материала на основе жизненных ситуаций и опыте самих педагогов и студентов;

- развития самостоятельности и самоконтроля в учебной деятельности.

- планирования, постановки целей и реализации их в деятельности, поиска нестандартных способов решения учебных задач.

Таким образом, работа в данном направлении усилит мотивационную сферу подростка, сформирует эмоциональную стабильность и будет способствовать развитию коммуникативных навыков, самоорганизации, умению анализировать и конструктивно решать задачи, что впоследствии приведет к более успешному обучению и дальнейшей социализации.

LAST_UPDATED2
 

Создание сайта: ITB-company. 2009