г. Омск, ул. Всеволода Иванова д.13. тел./факс: 8(3812) 45-14-48. E-mail: cps2008@mail.ru

«Особенности и трудности обучения у детей младшего школьного возраста» PDF Печать E-mail
Автор: familyomsk   
13.04.2016 12:26

(выступление учителя-дефектолога Г.А. Петлиной на родительском собрании)

В последнее время всё чаще на приём к специалистам (психологу, дефектологу) приходят родители, которые обеспокоены изменившимся поведением ребенка. Это жалобы на отсутствие интереса к учёбе, на трудности в запоминании и усвоении нового материала, на проблемы с письмом, чтением, счётом, проблемы с поведением дома, в школе, в детском саду, на неуверенность в себе, агрессивность и т.д. Каждый родитель хочет узнать, что происходит с его ребёнком, «почему он такой неспособный». Довольно часто можно услышать: «А вдруг это отклонение в развитии?». Разобраться в этом вопросе может помочь психолого-педагогическая диагностика, проведенная специалистом.

Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. Чаще она проявляется в начале обучения ребенка в подготовительной группе детского сада или в школе, особенно ярко в возрасте 7-10 лет.

Задержка психического развития у детей редко распознаётся в дошкольном возрасте, если родители не обратили должного внимания, в связи, с чем дети остаются без необходимых коррекционно-развивающих занятий и оказываются не готовыми к обучению в школе. Дети в семилетнем возрасте не достигают необходимого для начала обучения уровня развития внимания, восприятия, памяти, мыслительной деятельности. Часто это воспринимается, как неспособность ребенка выполнять многообразные требования, которые предъявляет школа.

Отклонения в психическом развитии детей младшего школьного возраста обычно соотносят с понятием «школьная неуспеваемость». Отклонения психического развития неуспевающих школьников, которые не имеют умственной отсталости, глубоких нарушений сенсорных систем, поражений нервной системы, но при этом отстают в обучении от своих сверстников, чаще всего называют «задержка психического развития» (ЗПР). Предполагается, что у детей с ЗПР имелась потенциальная способность к обучению и развитию, но по разным причинам она не была реализована, и это привело к появлению новых проблем в учёбе, поведении, здоровье. Стоит пояснить что существует различие ЗПР с педагогической запущенностью и интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью).

Что следует отнести к педагогической запущенности это ограничение знаний и умений ребенка вследствие недостатка интеллектуальной информации.

Дети с задержкой психического развития имеют ряд особенностей, которые отличают их от нормальных сверстников. Отличаются как особенностью эмоционально-волевой сферы, так и особенностями познавательной деятельности.

  • Недостаточность общего запаса знаний об окружающем, которая обычно имеет место в данном возрасте.
  • Несформированность необходимых в этом возрасте умений и навыков.
  • Ограниченность представлений, необходимых для усвоения школьных предметов.
  • Незрелость мышления.
  • Несформированность учебных интересов и преобладание игровых.
  • Недостаточная регуляция произвольной деятельности и поведения.
  • Более низкая, по сравнению с нормально развивающимися детьми того же возраста, способность к приему и переработке перцептивной информации (это та информация, которая позволяет ребёнку сличать воспринимаемые объекты с хранящимися в его памяти прежними их отображениями и описаниями и опознавать эти объекты, т.е. относить их к той или иной категории явлений).
  • У многих детей наблюдается недостаточная сформированность функций произвольного внимания, памяти и других высших психических функций.
  • Одной из основных особенностей детей с задержкой психического развития является недостаточность образования связей между восприятием и двигательными функциями.
  • Отставание в формировании пространственных представлений.
  • Недостаточность интегральной деятельности мозга. Поэтому затрудняются в узнавании непривычно представленных предметов и изображений, им трудно соединить отдельные детали рисунка в единый смысловой образ.

Если интеллектуальная недостаточность в дошкольном возрасте маскируется речевыми расстройствами, то в школьном возрасте она проявляется отчетливо и выражается в бедном запасе сведений об окружающем, медленном формировании понятий о форме и величине предметов, трудностях счета, пересказа прочитанного, непонимании скрытого смысла простых рассказов. У таких детей преобладает конкретно-образный тип мышления. Психические процессы инертны. Характерны истощаемость и пресыщаемость. Поведение ребенка незрелое. Уровень наглядно-образного мышления довольно высок, а абстрактно-логический уровень мышления, неразрывно связанный с внутренней речью, оказывается недостаточным.

Период полового созревания характеризуется повышением уровня гормонов, а это в свою очередь приводит к возбуждению или, наоборот, торможению нервных процессов. Как следствие, у подростка возможны следующие проявления в поведении: частая смена настроения, депрессия, неусидчивость, плохая концентрация внимания, раздражительность, импульсивность, тревога, агрессия и проблемное поведение. Разумеется, биологические факторы (гормональные изменения) не являются определяющими: важное влияние на развитие подростка оказывает среда и, прежде всего, социальное окружение.

Детям и подросткам с ЗПР свойственны частые переходы от состояния активности к полной или частичной пассивности, смене рабочих и нерабочих настроений, что связано с их нервно-психическими состояниями. Вместе с тем, иногда и внешние обстоятельства (сложность задания, большой объем работы и др.) выводят ребенка из равновесия, заставляют нервничать, волноваться.

Дети и подростки с ЗПР могут допускать срывы в своем поведении. Они трудно входят в рабочий режим урока, могут вскочить, пройтись по классу, задавать вопросы, не относящиеся к данному уроку, с трудом переключаются с одного вида деятельности на другой. Быстро утомляясь, одни дети становятся вялыми, пассивными, не работают; другие -- повышено, возбудимы, расторможены, двигательно беспокойны. Эти дети очень обидчивы и вспыльчивы. Для вывода их из таких состояний требуется время, особые методы и большой такт со стороны педагога и других взрослых.

Обучение детей с ЗПР должно происходить в специальном коррекционном классе.

В условиях специального обучения асинхрония (неравномерность темпа развития систем, органов, их функции с опережением одних и отставанием других) развития, свойственная психическому инфантилизму, в значительной мере сглаживается за счет целенаправленного формирования, как личностных свойств, так и навыков произвольной деятельности.

 

 

 

Создание сайта: ITB-company. 2009