г. Омск, ул. Всеволода Иванова д.13. тел./факс: 8(3812) 45-14-48. E-mail: cps2008@mail.ru

Психологические особенности воспитанников детского дома. PDF Печать E-mail
Автор: familyomsk   
16.03.2016 08:36

Научные исследования и практика (А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых,  И.В. Дубровина, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова, И.А. Зимняя, М.И. Буянов, В.С. Мухина, Л.И. Божович) показали, что дети – сироты и дети, лишенные родительского попечения, имеют немало нарушений в эмоциональной сфере, самосознании, поведении, общении.

Психологи отмечают, что нарушения социально-психологической адаптации приводят к дисгармонии отношений личности с окружающей средой. Этим можно объяснить агрессивное поведение, затрудняющее социализацию воспитанников детского дома.

Исследования А.М. Прихожан и Н.Н. Толстых свидетельствуют, что в условиях детского дома развитие ребенка идет по «особому пути», формируются особые, специфичные черты личности, поведения, характера. Многие дети попадают в интернатные учреждения после длительного пребывания в доме ребенка, в неблагополучной семье, на улице. Пережитые за это время стрессы сказываются на развитии эмоционально-волевой сферы. По наблюдениям психологов,  для детей-сирот  характерны односторонность, бедность поведенческих мотиваций, постоянная зависимость от поведения взрослого. В конфликтных ситуациях они зачастую неспособны сколько-нибудь объективно оценить ситуацию, не могут владеть своим настроением и поведением.

И. А. Зимняя определила особенности развития воспитанников детского дома:

- развитие или искажение собственного «Я»,

- отсутствие целеполагания,

- отсутствие возможностей или умения жить самостоятельно в обществе.

Можно выделить возрастные периоды особенностей в психическом и эмоционально-личностном развитии ребенка, воспитывающегося в детском доме.

Период  ребенка до года. Лишенный с рождения самого главного для него – материнской любви и ласки, а в условиях интернатного учреждения - возможности нормального общения со взрослыми, ребенок в возрасте 6-8 месяцев утрачивает врожденный потенциал к развитию, становится пассивным.  До 9-10 месяцев они сохраняют бессмысленный, безразличный взгляд, устремленный вверх, мало двигаются, ощупывают свое тело или одежду и не стремятся схватить попавшиеся на глаза игрушки, вялы, не испытывают интереса к окружающему миру.

Период от года до 3-х лет. К концу года у ребенка начинает  формироваться предметно-практическая деятельность – освоение действий с предметами развивает движения ребенка, и обеспечивает знакомство с миром (например, еда с ложки, черкание карандашом и т.п.). У детей, воспитывающихся в детских домах, практическое мышление может остаться недостаточно развитым на всю жизнь, т.к. ребенок не освоил  действия с предметами.

Период раннего детства. У детей складывается деловое общение, формируется способность наблюдать и подражать взрослым в процессе совместных бытовых действий (например, помогать мыть посуду, делать уборку помещения и т.п.). Эта способность очень пригодится позднее, когда ребенку нужно будет внимательно слушать объяснения педагога и выполнять его указания. Подобного общения лишены дети, находящиеся в детском доме.   Причины трудностей в общении со взрослыми могут  быть  связаны с тем, что ребенок  в детском доме сталкивается с большим количеством людей, в результате чего у него не формируются устойчивые эмоциональные связи, развивается эгоцентризм и незаинтересованность в социальных отношениях.

Период дошкольного возраста. У детей, воспитывающихся в детском доме, доминирует потребность во внимании и доброжелательности, хотя для этого возраста свойственны более сложные формы потребности в общении (потребность  в сотрудничестве, уважении, сопереживании, которые у них выражены слабо). Ребенок, растущий в условиях учреждений интернатного типа, не осваивает навыки продуктивного общения (отчужденность, эмоциональная холодность, неумение эмоционально общаться). В этом возрасте воспитанники оказываются неспособными к конструктивному решению конфликтных ситуаций, т.к. преобладают защитные формы поведения (агрессивность, стремление обвинить  окружающих, неумение и нежелание признать свою вину).

Период школьного возраста. Дети, воспитывающиеся в детских домах, вынуждены адаптироваться к большому числу сверстников.  Социально – психологические условия способствуют росту у детей эмоционального напряжения, тревожности, усиливают агрессию. Особая психологическая проблема – отсутствие свободного помещения, в котором ребенок мог бы побыть один, отдохнуть от взрослых и других детей.

Незнание самого себя как личности, отсутствие познавательной структуры отношений «дом-родители-ребенок» приводит к слабой, незрелой ориентации в самостоятельной жизни, к неправильным реакциям и непродуманным поступкам.  Притязания ребенка реализуются в собственной среде через физическую силу, агрессию, а порой – и асоциальные формы поведения (эмоциональные срывы, ощущение гнетущего напряжения, тревожности, отчаяния, гнев).

Период подросткового возраста. В условиях детского дома складывается интернатское понятие «мы», возникает своеобразное сопоставление (идентификация) друг с другом.  Дети без родителей делят мир на « своих» и «чужих», на «мы» и «они».

Дети могут жестоко обращаться со своим сверстником или ребенком младшего возраста. Это объясняется нереализованной потребностью в любви и признании, эмоционально нестабильным положением ребенка.                                                                 Воспитанники детских домов психологически отчуждены от людей, предпочитают полагаться только на себя (не имея навыков самостоятельности), утверждаясь всеми доступными средствами: нарушают морально-нравственные нормы, склонны к демонстрации превосходства над  другими , лгут, ленятся и т.п. Все это приводит к нарушению нравственного развития. У детей,  живущих на полном государственном обеспечении, появляется иждивенческая позиция «нам должны», «дайте»), отсутствуют бережливость и ответственность. Уже в доме ребенка такие дети недоверчивы и вялы, не привязываются к взрослым. Они замкнуты и печальны, нелюбознательны, у них плохо развита речь, отсутствует всякая самостоятельность. В подростковом возрасте указанные причины вызывают определенные трудности в самоутверждении подростка в среде сверстников, в развитии его собственного «Я». Они не подготовлены к самостоятельной жизни, не в состоянии планировать свое будущее, живут только одним днем, болезненно переживают свою ненужность.

Таким образом, психологические особенности воспитанников детских домов выражаются: в нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе, снижении самоорганизованности, целеустремленности, недостаточном развитии самостоятельности («силы личности»), неспособности выстроить продуктивные взаимоотношения с окружающими, вплоть до полного отсутствия желания сотрудничать.

Можно выделить основные  проблемы, которые возникают в детских домах у детей-сирот, такие как: формирование феномена “мы” в условиях детского дома; отсутствие свободного помещения, в котором ребенок мог бы отдохнуть от других детей; неумение самостоятельно планировать и контролировать свои действия; отсутствие выбора; иждивенческая позиция (“нам должны”, “дайте”), отсутствуют бережливость и ответственность; склонность к правонарушению; проблема нарушений в общении (неумение воспитателя общаться с детьми, невозможность для воспитателя уделять каждому ребенку достаточно внимания, передача ребенка из одного учреждения в другое на основании каких-либо формальных причин, что не способствует развитию прочных эмоциональных связей у детей, не формирует “чувство дома”, замкнутость в рамках одного учреждения и одной группы); проблема трудоустройства (трудовое воспитание ограничивается навыками самообслуживания, не способность и не знание куда обратиться и как себя  вести в поисках новой работы).

Исследования, проведённые во многих странах мира, свидетельствуют о том, что вне семьи развитие ребёнка идёт по особому пути и у него формируются специфические черты характера, поведения, личности, про которые часто нельзя сказать, лучше они или хуже, чем у обычного ребёнка, они просто другие -  с  иным складом личности, сознания и самосознания. Таким детям обязательно требуется помощь педагогов и психологов.

Воспитание в условиях детского дома  формирует  особый  социально- психологический  тип личности, которая несёт на себе этот особенный  своеобразный  отпечаток  всю последующую жизнь.  И  очень  важно,  смогли  ли  окружающие,  воспитывающие сироту люди, помочь ему осознанно встать на свой жизненный путь.

По материалам интернет - источников подготовила педагог-психолог Двоян З.С.

 

Создание сайта: ITB-company. 2009