г. Омск, ул. Всеволода Иванова д.13. тел./факс: 8(3812) 45-14-48. E-mail: cps2008@mail.ru

«Профессиональная подготовка детей-сирот с нарушениями интеллектуального развития» PDF Печать E-mail
Автор: familyomsk   
11.02.2016 11:44

(доклад учителя-дефектолога Г.А. Петлиной на областном семинаре "Особенности адаптации выпускников интернатных учреждений" 10 февраля 2016 года).

С каждым годом количество подростков, поступающих на обучения в учреждения профессионального образования, имеющих нарушения в интеллектуальном развитии растет, следовательно, педагогическое сообщество вынуждено не только учитывать этот факт, но и осуществлять коррекцию образовательных программ.  На протяжении двух лет центр поддержки семьи осуществляет мониторинг выпускников интернатных учреждений. Выявлено, что на территории Омской области эта цифра составляет 42%.

Умственная отсталость – это стойкое, необратимое, нарушение познавательной деятельности, вызванное органическим повреждением коры головного мозга.

Это качественное изменение всей психики, всей личности в целом, это такое развитие, при котором страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие.

Имеющийся дефект, приводит к нарушению связей с социумом, культурой, как источником развития, снижает способность к самообучению, что нарушает развитие личности. Поэтому такой подросток самостоятельно не в состоянии воспринять социальные нормы и требования, но может справиться с посильной работой, не требующей навыков абстрактного мышления, жить и вести хозяйство самостоятельно, нуждаясь в наблюдении и руководстве лишь в ситуациях серьезного социального или экономического стресса.

Хотя это явление необратимое, умственно отсталые дети могут развиваться и обучаться в пределах своих биологических возможностей, в учреждениях различных типов и ведомственной подчиненности: профессиональных реабилитационно-образовательных учреждениях, учебных заведениях начального профессионального образования, психоневрологических интернатах, детских домах-интернатах и специальных (коррекционных) школах VIII вида. Трудовая деятельность является основой их социализации, а трудоустройство – важной государственной задачей, поэтому разработка организационно-методических основ профессиональной подготовки этой группы лиц становится все более актуальной.

Психологическая поддержка и педагогическая работа - основное, в чем нуждаются дети и подростки, отстающие в развитии.

Отклонения в психике и поведении детей и подростков с нарушениями развития определяются многими факторами: существованием стойких интеллектуальных нарушений, наличием в клинической картине эмоциональных, двигательных нарушений и т. д.; неизменностью основной психической патологии; периодичностью или приступообразностью появления и течения других осложняющих нарушений психики или поведения. Психическая патология у детей с нарушениями развития различна не только по своим проявлениям, но и по тяжести и происхождению. Естественно, что их поведение зависит от возрастных и индивидуальных особенностей.

Наиболее характерная личностная черта – сниженная самооценка.  Низкий уровень навыков общения при негативном отношении сверстников повышает уязвимость, ранимость, приводит к занижению самооценки. В большинстве случаев отмечается наличие других психических и поведенческих расстройств. Это, прежде всего психотические эпизоды (вспышки) и расстройства, связанные с плохой социальной адаптацией и употреблением психоактивных веществ.

Переживания своих затруднений создает дополнительные расстройства, напрямую не связанные с основным нарушением: тревожность, подавленность, неверие в свои силы, что ухудшит и без того невысокую работоспособность, адаптивные возможности и может привести к серьезным дополнительным расстройствам психики. Именно в этих случаях появляются психологические показания для абилитации, в ходе которой должны будут сформированы новые отношения, новые навыки, соответствующие возрастным и индивидуальным особенностям подростка и необходимые для социальной адаптации
и трудоспособности.

Одно из первых мест в этой коррекции развития занимает выработка навыков общения, установления взаимоотношений в группах сверстников и с взрослыми людьми.

В период обучения они нуждаются в руководстве и помощи. Трудовые навыки у них формируются постепенно, но по мере освоения несложных профессий и видов физического труда (с умеренным, а в некоторых случаях даже значительным физическим напряжением), они хорошо адаптируются к условиям обычного производства и могут работать в течение нормированного рабочего дня с полной нагрузкой, легко приспосабливаясь к необходимости длительной работы стоя, выполнять ручные, швейные, сапожные, мелкие слесарные, столярные, плотничные работы, а также подсобный труд на производстве. Наиболее оптимальной для них является групповая форма организации труда (звено, бригада) с участием здоровых работников. В этих случаях положительное влияние оказывает рабочая группа, создающая условия для взаимопонимания, выработки адекватных трудовых навыков, стимулирования интереса к труду.

Особенности познавательной деятельности умственно отсталых детей и подростков - снижение активности и целенаправленности восприятия, его фрагментарности, что отражается в способности осмысления. Так, подросток с нарушениями в интеллектуальном развитии часто не может самостоятельно вскрыть сущность связей и зависимостей между предметами и явлениями. Ему малодоступен процесс анализа, синтеза, классификации, обобщения; следовательно, мыслительные операции самостоятельно учащиеся проводят с трудом, в основном все они пытаются воспроизвести то, что видят: окно, дом, сад; дым, облако, пар; страх, ужас, волнение.

В связи с этим педагоги должны целенаправленно организовывать процесс восприятия и осмысления учебного материала, используя приемы, направленные на уточнение характеристик конкретных явлений, сопоставление их свойств. Также процесс закрепления полученных знаний и умений должен носить осмысленный характер. При этом огромную роль играет повторение, которое используется не только с целью закрепления и систематизации знаний, но и как коррекция имеющихся мыслительных процессов.

По мнению специалистов, особую трудность в обучении подростков с нарушениями интеллекта вызывает применение усвоенных знаний и умений в практической деятельности.

Вовлечение в практическую деятельность должно осуществляться путем:

- адаптации предметного содержания обучения к познавательным возможностям детей с нарушениями интеллекта;

- организации процесса обучения в замедленном темпе;

- организации систематического повторения в обучении;

- последовательного включения ученика в образовательную деятельность
с использованием разнообразных видов упражнений;

- индивидуализации и дифференциации процесса обучения;

- использования игры как дидактического подхода к овладению знаниями;

- соблюдения охранительного, педагогического и щадящего режимов деятельности;

- использования труда как средства коррекции (социально-бытовой, общественный, производительный).

Еще раз повторю, трудовое обучение - неотъемлемая часть коррекционно-педагогического процесса, основное средство социально-трудовой реабилитации, общественно-трудовой адаптации.

Литература:

Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей т подростков. Руководство. - СПб.: Речь, 2007.

LAST_UPDATED2
 

Создание сайта: ITB-company. 2009