г. Омск, ул. Всеволода Иванова д.13. тел./факс: 8(3812) 45-14-48. E-mail: cps2008@mail.ru

Адаптация выпускников интернатных учреждений в новых образовательных условиях PDF Печать E-mail
Автор: familyomsk   
10.02.2016 12:45

(доклад педагога-психолога Н.Ю. Кривоносовой на областном семинаре                «Особенности адаптации выпускников интернатных учреждений» 10 февраля 2016 года)

Проблема адаптации человека приобретает все возрастающую научную и практическую актуальность в связи с непрерывным ростом социальной, экономической, экологической, техногенной, личностной экстремальности нашей жизни и существенным изменением содержания и условий труда у представителей многих профессий.

В нашем случае речь идет о выпускниках интернатных учреждений, которые должны перейти к новым условиям социума и пережить стрессогенную ситуацию адаптации к новым условиям жизни, обучения. В данной ситуации остро встаёт и проблема создания благоприятных психологических условий их вхождения в процесс обучения профессии.

Актуальными для рассмотрения становятся вопросы о том, как происходит включение личности выпускника в разнообразные ситуации нового социального окружения, как человек преобразует, переосмысливает для себя действительность, как преодолевает преграды, стоящие на пути реализации его привычного поведения, как переживаются личностью конфликты, возникающие в процессе адаптации.

2.Понятие адаптации, длительность адаптационных процессов, этапы адаптации, уровни.

В самой общей форме явления адаптации в живой природе воспринимаются как выражение целесообразности в устройстве и функционировании организмов. Выделение различных видов и уровней адаптации в достаточной мере искусственно и служит целям научного анализа и описания этого явления. В теории различают биологическую, психическую, психологическую, социальную и профессиональную адаптации. В нашем случае, прежде всего, мы рассматриваем два вида адаптации - психологическую и социальную. Вместе с тем, в рамках семинара также остановимся на особенностях развития подростков с ограниченными  возможностями здоровья.

Для психологов особую важность имеют определения психологической адаптации человека, т.е. такие процессы взаимодействия с социальной и физической средой, которые затрагивают все уровни существования личности.

Психологическая адаптация - это приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и собственными потребностями, мотивациями и интересами.

На основе системного анализа в сформированной психологической системе адаптации, кроме когнитивного и мотивационно-волевого, исследователи выделяют активационный компонент, который связан с органическими и функциональными затратами, направленными на достижение значимых для субъекта целей, с одной стороны, и компенсацию факторов, препятствующих достижению этих целей, — с другой.

Психологическая адаптация осуществляется путем усвоения норм и ценностей данного общества. Важнейшим средством достижения психологической адаптации является общее образование и воспитание.  Психологическая адаптация неразрывно связана с социальной адаптацией.

Социальная адаптация это интегративный показатель состояний человека, отражающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функции, адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма; адекватная система отношений и общения с окружающими; способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха; способность к самообслуживанию и взаимообслуживанию в семье и коллективе; изменчивость  (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других.

Процесс адаптации человека в новых условиях существования имеет временную динамику, этапы которой связаны с определенными психологическими изменениями, проявляющимися как на уровне состояния, так и на уровне личностных свойств. В обсуждаемой нами ситуации она имеет протяженность от 2 месяцев до 3 лет, причем, чем короче длительность адаптации, тем больше мы можем говорить об адаптированности и социализированности выпускника. А значит, о вооруженности знаниями, умениями и навыками, помогающими подростку, оставшемуся без попечения родителей освоить нормы и правила жизни социума.

Социализация - процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. Это непрерывный процесс, длящийся в течение  всей жизни (в отличие от адаптации,  которая возникает по мере необходимости приспособления к изменившимся условиям).

Благополучное прохождение индивидом всех основных этапов социализации предполагает формирование социальной адаптированности, позволяющей человеку «продуктивно выполнять свою ведущую деятельность, удовлетворять основные социогенные потребности, переживать состояние самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей.

Различают следующие уровни адаптации:

1.целенаправленный конформизм, когда приспосабливающийся человек знает, как он должен действовать, как вести себя, продолжает придерживаться своей системы ценностей (А.Маслоу).

2.взаимная терпимость, при которой взаимодействующие субъекты проявляют взаимную снисходительность к ценностям и формам поведения друг друга (Я.Щепаньский);

3.аккомодация как наиболее распространенная форма социальной адаптации возникает на основе терпимости и проявляется во взаимных уступках, что означает признание человеком ценностей социальной среды и признание средой индивидуальных особенностей человека (Я.Щепаньский);

4.ассимиляция, или полное приспособление, когда человек полностью отказывается от своих прежних ценностей и принимает систему ценностей своей новой среды (Ж.Пиаже).

Слово адаптация можно употреблять в двух смыслах:

1. для обозначения свойства человека, которое характеризует  его устойчивость к условиям среды, выражая уровень приспособленности к ней;

2. как процесс приспособления человека к меняющимся условиям.

Устойчивая психическая адаптация (адаптированность) - это уровень психической деятельности, определяющий адекватное заданным условиям среды поведение человека, его эффективное взаимодействие со средой и успешную деятельность без значительного нервно-психического напряжения. При изменении привычных условий появляются факторы, которые вносят дезорганизацию в психическую деятельность, регулирующую поведение человека.

Процесс, когда человек начинает испытывать фрустрирующее влияние психогенных факторов среды, который выражается в нервно-психической неустойчивости, называется дезадаптацией.

Выделяются два типа дезадаптивного поведения:

1.агрессивный - выглядит как атака на препятствие или барьер, причем часто агрессия может направляться не на реальную преграду, а на её случайные заменители (родственники, друзья, окружающие люди);

2. бегство от ситуации - характеризуется «уходом человека в свои переживания, самокопания, самообвинением и т.д. Развиваются тревожно-депрессивные симптомы, следствием которых является чувство полной безысходности и даже суицидального намерения. В этом случае имеет место угроза глубоких психических изменений личности (серьезные нервно-психические расстройства и психические заболевания).

Замечено, что характеристики личности становятся дезадаптивными в том случае, если приемы и способы деятельности субъекта адаптационного процесса идут вразрез с его индивидуальными психологическими особенностями. Активная регуляция своего поведения, сформированность отдельных приемов  и способов адаптации облегчают процесс, повышают его результативность.

Факторы, влияющие на адаптацию выпускника интернатного учреждения, управление временем успешной адаптации

Проблема адаптации выпускников детских домов предъявляет серьезные требования к специалистам, работающим с данной категорией.

Позволю себе напомнить ряд факторов, негативно влияющих на адаптацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в социуме:

– отсутствие выбора профессии в соответствии с интересами и склонностями;

– завышенная  или заниженная самооценка;

– снижение критичности, что делает личность нечувствительной к замечаниям окружающих и повышает риск принятия неправильного решения;

– неумение конструировать модель поведения в сложных ситуациях (реализовывать и оценивать обстановку, искать различные способы в решении сложной проблемы);

– ощущение физической опасности (в народе бытует мнение: сироту каждый обидеть может);

– неумение рассчитывать собственные силы, постоянная надежда на чью-либо помощь;

– неумение согласовывать собственные интересы с интересами коллектива.

4.Особенности адаптации выпускников интернатных  учреждений

От того, каким было детство, где оно проходило, зависит дальнейшая судьба человека, его характер и тип личности. Потеря семьи – тяжелейшая травма, трагедия для ребенка, которая оставляет глубокий след в его судьбе. Даже когда он становится взрослым, эта потеря ещё более ощутима. Переход от периода детства к периоду взрослости сложен для любого ребенка, а тем более сироты, который вырос в детском учреждении на полном государственном обеспечении в специфическом, полуизолированном мире, соприкасающемся с реальностью только отдельными сторонами. Самое трудное время наступает после выпуска из детского дома или приемной семьи.

Как показывает опыт работы особенные трудности социальной адаптации испытывают выпускники с интеллектуальными нарушениями.

Государство берет на себя обязательство по решению основных проблем ребенка: обучение, воспитание, обеспечение детей, оставшихся без попечения родителей, самым необходимым. Но самостоятельная, взрослая жизнь ставит перед ними проблемы, к которым они в реальности оказываются не готовыми. Это касается организации быта, отношения к работе, сохранения своего здоровья, проведения свободного времени, опыта создания семьи и воспитания детей. Многочисленные исследования последних лет показывают наличие серьезных и сложных проблем в социальной адаптации выпускников детских домов. Большинство же выпускников интернатных учреждений, в силу объективных обстоятельств (материнская депривация) обладают особенностями, которые негативно влияют на адаптацию. У данных детей выявлены: недостаточная сформированность картины мира, повышенная ситуативность, которая в познавательной сфере проявляется в неспособности решения задач, требующих внутренних мыслительных операций и не связанных с непосредственными практическими действиями, т.е. пониженный уровень развития абстрактно-логического мышления. Наиболее выражено снижение вербально-логического мышления. Большую трудность для выпускников представляет участие в беседе, не связанной с конкретной ситуацией личностного характера. Также симптомами нарушений служат: повышенная тревожность, напряженность, психическое утомление, стресс, неготовность преодолевать трудности, отсутствие потребности в достижении успеха, высокая агрессивность, недоверчивость, вспыльчивость, несдержанность, уход в себя, чрезвычайная пассивность и депрессия. Прежде всего, они связаны с неадекватным восприятием детьми-сиротами требований, которые предъявляет окружающий социум.

Существует термин «социопат», под которым понимают личность с аномалиями характера и поведения, но без очевидных психических расстройств. Тогда социопатический характер выпускника из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представляет комплекс таких показателей, как отчуждение, аутонегативизм, инфантилизм, неразвитый социальный интеллект. Поэтому социальную адаптацию с позиции постинтернатной адаптации можно рассматривать как переход от социопатического варианта развития личности выпускника к позитивным формам социального приспособления, под которыми подразумевается:

-способность жить в социальном пространстве прав и обязанностей;

-потребность в труде как средстве самореализации;

-позитивное отношение к людям;

-активное ответственное отношение к себе и к своей судьбе.

В связи с ограничением социальных контактов детей-сирот процесс их социализации затруднен. Существенным образом он зависит от тех норм, принятых в социальном окружении ребенка, которые регулируют требования к нему и обеспечивают формирование его личности. Важной стороной, обеспечивающей адаптацию ребенка в коллективе, является общение. У воспитанника детского дома круг общения и его содержание беднее, чем у воспитанников обычной семьи. Самым сложным для ребенка, оставшегося без семьи, является оценка самого себя. Отсутствие семьи приводит к искаженному представлению ребенка о себе. Дети-сироты завышают или занижают свои возможности в решении социальных проблем. Особое значение для социального развития ребенка имеет процесс формирования его ценностных ориентаций, которые отражают внутреннюю основу отношений человека к ценностям материального и духовного порядка. Исследования психологов свидетельствуют о том, что главной ценностью они считают силу, которая способна его защитить. Причины возникновения трудностей вхождения ребенка в систему социальных отношений могут быть совершенно различные. Прежде всего, они связаны с неадекватным восприятием детьми-сиротами требований, которые предъявляет окружающий социум.

Система требований, которые общество предъявляет к психическому и личностному развитию каждого члена общества не соответствует тому потенциалу, которым обладают  выпускники детского дома (особенно с нарушениями  интеллектуального развития), что провоцирует их на не всегда адекватную реакцию и поступки.

6. Ответственность служащих государственных образовательных учреждений, принимающих выпускников на профессиональное обучение, за успешную социализацию и адаптацию государственных детей.

Способность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к преодолению трудностей социализации в значительной степени определяется профессиональной педагогической позицией педагогического коллектива, которая выражается в стиле и способах взаимодействия с детьми. Подготовленность педагогов к работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, значительно влияет на то, каким образом будет складываться их судьба.

Главной особенностью социально-педагогической деятельности в учреждениях для детей-сирот, а также новых учебных заведений является ее реабилитационный характер. В связи с этим должна быть организована специальная деятельность, направленная на совершенствование ресурсов их саморазвития, а также на развитие определенных способностей, которые могли бы компенсировать имеющиеся у них недостатки, вызванные потерей семьи, и способствовать преодолению трудностей адаптации в обществе.

Правильно организованная работа педагогического коллектива предполагает ориентацию на личность, индивидуальность, оказание детям комплексной социальной помощи в решении личностных проблем и, самое главное, в осознании себя субъектом собственной жизни.

3.Личность выпускника (модель), готового успешно адаптироваться к новым условиям в соответствии с социальным заказом

Многие педагогические коллективы в качестве показателей уровня социального развития в модели выпускника выбирают показатели, разработанные С.А. Беличевой:

1.Наличие положительно ориентированных жизненных планов, профессиональных намерений.

2.Степень сознательности и дисциплинированности по отношению к учебной деятельности.

3. Развитие житейских знаний, умений, навыков; разнообразие и глубина полезных интересов.

4. Адекватное отношение к педагогическим воздействиям со стороны взрослых.

5. Коллективистские проявления, способность считаться с коллективными интересами, уважать нормы, коллективной жизни.

6. Способность критически, в соответствии с нормами морали и права оценивать поступки окружающих людей, друзей, сверстников.

7.Самокритичность, наличие навыков самоанализа, рефлексии.

8.Внимание, чуткое отношение к окружающим, способность к сопереживанию, эмпатия.

9. Волевые качества. Невосприимчивость к дурному влиянию. Способность самостоятельно принимать решения и преодолевать трудности  при их выполнении.

10. Внешняя культура поведения (подтянутый внешний вид, культура речи, вежливость).

11. Преодоление и отказ от вредных привычек и форм асоциального поведения (потребление алкоголя, курения, употребления нецензурных выражений).

Социально-педагогическая работа всегда должна быть направлена на конкретного ребенка, на решение его индивидуальных проблем, возникающих в процессе социализации, на формирование и развитие нравственного сознания, нравственных чувств, нравственного поведения. Особенности социально-педагогической деятельности также определяются типом учреждения, возрастной категорией детей, их медицинскими, социальными и психологическими проблемами.

Изучение проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в их социальном и психолого-педагогическом аспектах указывает на то, что современные требования обусловливают необходимость усиления именно социально-педагогической составляющей в работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Перечисленные ранее факторы позволяют нам выделить следующие актуальные направления работы со студентами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

– духовно-нравственное воспитание;

– профилактика алкогольной зависимости и наркозависимости;

– формирование навыка здорового образа жизни, вовлечение в занятия физкультурой и спортом и выработка умения культурно проводить досуг;

– обучение бытовым навыкам (планирование бюджета, содержание дома, приготовление пищи и др.);

– развитие коммуникабельности, дружелюбия;

– побуждение к трудовой деятельности;

– формирование навыков самостоятельного решения жизненно важных проблем;

– формирование активной жизненной позиции.

Адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, личностное и профессиональное самоопределение, систематизация всей работы по социальной поддержке сирот, является  одной из основных задач  работы педагогического коллектива учебного заведения в условиях учреждений СПО.

Педагогам необходимо оказать различные виды помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей:

– социально-правовую;

– социально-психологическую;

– социально-информационную;

– духовно-просветительскую.

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, приходится самостоятельно решать свои проблемы, отстаивать права, выходить из сложных жизненных ситуаций. Этому можно научиться, лишь повышая правовую грамотность, пользуясь социальной, психологической и дружеской поддержкой людей, которые могут оказать им компетентную помощь, в частности –педагогов нового учреждения образования. Адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, личностное и профессиональное самоопределение, систематизация всей работы по социальной поддержке сирот, является главной целью работы службы социально- психологического сопровождения в условиях учреждений СПО.

Все сказанное ранее свидетельствует о необходимости создания комплексной непрерывной системы сопровождения выпускников детских домов. Идея непрерывности выражается в осуществлении плавного перехода ребенка – сироты из статуса воспитанника детского дома в статус учащегося учреждения профессионального образования, в постепенном принятии новых социальных ролей. Особенно важна в первый год обучения ребенка-сироты совместная деятельность специалистов детского дома, в котором проживал воспитанник и социально-психологичекой службы, мастера, куратора учреждения профессионального образования. Подобное сотрудничество будет способствовать более успешной адаптации выпускника интернатного учреждения к новому этапу жизни.

LAST_UPDATED2
 

Создание сайта: ITB-company. 2009