г. Омск, ул. Всеволода Иванова д.13. тел./факс: 8(3812) 45-14-48. E-mail: cps2008@mail.ru

Об организации психолого-педагогического сопровождения лиц с зависимым поведением PDF Печать E-mail
Автор: familyomsk   
09.04.2015 08:04

Основные принципы профилактики зависимостей.

Профилактика – комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья. Комплекс включает в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и  (или) распространение заболеваний, их раннее  выявление,  выявление  причин, условий их возникновения и развития, а также  направленных  на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания

(ФЗ №323 от 21.11.2011).

Какие задачи стоят перед образовательным учреждением в организации профилактической работы?

  1. Дать детям объективную информацию о действии химических веществ на организм.
  2. Сориентировать детей на способность сделать свой собственный выбор.
  3. Дать детям возможность овладения определёнными поведенческими навыками, способствующими здоровому образу жизни.

Успешная профилактическая работа включает в себя три компонента:

  1. Образовательный:

Специфический –  знание о действии ПАВ на состояние сознания,
на организм, о  механизмах развития болезни, понимание последствий заболевания.

Цель – научить подростка понимать и осознавать, что происходит
с человеком при употреблении ПАВ.

Неспецифический - знание о себе, понимание своих чувств, эмоций. Цель – развитие самосознания у подростка.

 

  1. Психологический: коррекция психологических особенностей личности, способствующих развитию зависимости, психологическая адаптация подростков из группы риска.

Цель – психологическая поддержка подростка, формирование у него адекватной самооценки, умение принимать верные для себя решения, умение сказать «нет», умение при необходимости обратиться за помощью.

  1. Социальный: помощь в социальной адаптации подростков, овладения навыков общения, помощь в решении проблем занятости.

Цель – формирование социальных навыков, необходимых для здорового образа жизни.

Согласно классификации ВОЗ, профилактику принято разделять на первичную, вторичную и третичную.

Первичная профилактика является наиболее массовой, неспецифической, использующей преимущественно педагогические, психологические и социальные влияния.

Цель направлена на предупреждение возникновения болезней.
В подростковой наркологии она включает меры борьбы со злоупотреблением алкоголем, наркотиками и другими токсическими веществами – по сути дела с аддиктивным поведением у подростков.

Согласно классификации ВОЗ первичная профилактика является истинной и разделена на радикальную, включающую изменение социально-культурных условий жизни населения, то есть, пропаганда здорового образа жизни, спорт, санитарное просвещение и т.п., а также меры, запрещающие и контролирующие, и раннюю профилактику, под которой подразумевается выявление злоупотребления без зависимости и предупреждение её развития.

В рамках первичной профилактики рекомендуется организовывать различные мероприятия, такие как волонтерское движение «Равный обучает равного», проведение тренингов для учащихся по темам: «Профилактика зависимостей в среде молодёжи», «Профилактика девиантного поведения» и другие.

Мерами первичной профилактики являются:

  • Информирование
  • Мотивирование
  • Установление факторов риска
  • Развитие защитных факторов
  • Развитие навыков разрешения проблем

Контингенты воздействия – дети, подростки и молодёжь в учебных коллективах и вне их; учителя, родители (семья).

На начальном этапе проведения профилактических мероприятий предлагается провести с учащимися исследование с использованием теста «Грозит ли тебе наркомания? Проверь себя» (см. приложение 1).

Первичная профилактика в наркологии располагает, по сути дела, двумя основными методами – системой запретов, наказанием и санитарным просвещением. Вспомогательным, но важным приёмом является выявление контингентов высокого риска аддиктивного поведения.

При всей необходимости системы запретов для профилактики аддиктивного поведения у подростков только этой системой ограничиваться невозможно, так как либо она оказывается недостаточно эффективной, либо вовсе недейственной.

Вторичная профилактика подразумевает меры, предназначенные для того, чтобы задержать развитие болезни. В подростковой наркологии сюда относят не столько раннюю диагностику и своевременное лечение, сколько совокупность мер для предотвращения рецидивов после лечения раннего алкоголизма, наркоманий и токсикоманий, включая специальное противорецидивное лечение. Здесь же, раннее выявление и работа с «группами риска», проведение психокоррекции в рамках групповой и индивидуальной консультации.

Цель – изменение дезадаптивных и псевдоадаптивных моделей поведения риска.

Мерами вторичной профилактики являются:

  • Информирование
  • Мотивирование
  • Изменение дезадаптивных моделей поведения
  • Развитие коммуникативной и личностной компетентности

Контингенты воздействия – дети, подростки и молодёжь, имеющие опыт употребления психоактивных веществ, родители (семья).

Третичная профилактика ставит целью предотвращение инвалидности путём, главным образом, реабилитационных мер.
В подростковой наркологии она охватывает ограниченную, но весьма трудную область – тяжёлые, далеко зашедшие случаи наркоманий после неоднократных рецидивов и безуспешного лечения.

Цель направлена на восстановление личности и её эффективного функционирования в социальной среде после лечения, уменьшение вероятности рецидива заболевания.

Контингенты воздействия – лица, имеющие зависимость
от психоактивных веществ, родители (семья).

Исходя из того, каким способом человек избегает реальности, выделяются химические (фармакологические) и субстанциональные зависимости. Нередко в отдельную группу выделяют пищевые зависимости.

К химическим зависимостям относятся самые изученные и известные формы аддикций, это алкогольная, наркотическая (в том числе токсикомания, лекарственная зависимость) и никотиновая  зависимость.

Существуют ещё субстанциональные зависимости. При них в качестве средства избегания используется определённая активность человека, включённость в специфический процесс (хобби, игра, работа и т.д.). Другой вариант такой зависимости - использование в качестве средства для бегства из реальности другого человека, предметы и явления окружающей действительности, вызывающие различные эмоциональные состояния.

Пищевая зависимость - группа состояний, сопровождающихся изменением пищевого поведения (ожирение, булимия, анорексия, склонность к диетам и т.д.). К пищевым зависимостям также разнообразные вкусовые аддикции - зависимость от вкуса кофе, шоколада, сливок и т.д.

Необходимо добавить, что зависимое поведение – это психологические проблемы личности, и эти проблемы являются сложными по своей природе.

Существует три фактора, которые могут являться причинами развития зависимого поведения, это:

- биологический,

- психологический,

- социальный.

Биологические факторы могут подразумевать:

  • Наследственность – ребёнок мог унаследовать от родителей уязвимость или предрасположенность к развитию определённого состояния или, может быть, даже заболевания. Некоторые дети могут быть уязвимы с точки зрения той среды, под влиянием которой они находятся.
  • Повреждения мозговой ткани, которые могут быть вызваны кислородной недостаточностью и отравлением во время внутриутробного развития плода или недостатком кислорода во время родов, а также повреждения мозга в связи с несчастным случаем или инфекцией.

Психологические факторы могут включать:

  • Личные чувства ребёнка и его модели эмоциональных реакций,
    а также способность справляться с повседневными стрессами;
  • Отношения ребёнка с окружающими: со сверстниками (дети, которые подвергаются запугиванию, издевательствам, а также исключенные из сообщества сверстников, особенно уязвимы);

со взрослыми (в данном случае уязвимы будут дети, у которых нет возможности развить свою привязанность ко взрослому в случае неблагополучных отношений между взрослыми и детьми, а также, если родители по различным причинам (например, в результате болезни или алкогольной зависимости) не заботятся о детях в должной степени;

  • Значимые события в жизни ребёнка, такие как несчастные случаи или кризисы.

Социальные факторы могут включать:

  • Влияние группы сверстников или семьи, если таковая имеется,
    то есть, микросоциальная среда;
  • Доступность вещества, «мода» на него.

Если сложности становятся неотъемлемой частью жизни ребёнка и влияют на его повседневную деятельность и развитие, то, возможно, необходимо вмешательство взрослых и проведение профилактических мероприятий.

Термины.

Addiction – по-английски пагубная привычка, пристрастие к чему-либо, порочная склонность. Аддиктивным поведением стали называть злоупотребление различными веществами, изменяющими психическое состояние, включая алкоголь и курение табака, до того, как от них сформировалась физическая зависимость.

Существование у людей той или иной зависимости (аддикции) становится понятным, когда без неё жизнь для многих представляется бесполезной, не имеющей смысла или безнадёжной.

Аддиктивное  поведение является выражением черт  личностной  зависимости  от  внешних условий. Личность не самодостаточна  и нуждается в получении  извне какого-то вещества, энергии или информации.

Существует так называемый синдром зависимости – сочетание физиологических, поведенческих и умственных явлений, при которых употребление психоактивного вещества начинает занимать первое место в системе ценностей человека. Основной характеристикой синдрома зависимости является потребность, часто сильная, иногда непреодолимая, принять психоактивное вещество.

Аддиктивное поведение связано с желанием человека уйти из реальной жизни путём изменения состояния своего сознания. Такой человек не может противостоять трудностям, у него происходит регресс к ранней стадии своего развития, к оральному периоду, когда среда была менее враждебной, меньше было проблем, чувства страха, угнетённости и вины. Степень регресса бывает настолько выраженной, что сопровождается не только наркологическими проблемами, но и серьёзными личностными расстройствами.

LAST_UPDATED2
 

Создание сайта: ITB-company. 2009